|
Общий фон не очень чист,
Много и алмазов,
Вот Вам циркульный кубист –
Мистер Богомазов.
Тут, куда ты не смотри,
Чуем страха узы,
Видим катеты одни
И гипотенузы.
Вот портрет жены,
Поэт вскрикнул:
«Что за мода!
Ведь такой жены портрет –
Повод для развода». |
Для Богомазова
человеческое лицо – не удостоверение личности, но арена борьбы
силовых линий: вертикалей, горизонталей, овалов, острых углов, так
сказать, драматургия ритмов. Волнующая геометрия приобщает героиню
полотна к стихиям цвета, света, к передвижению живописных масс. Ритм
и зрительные рифмы–повторы проявляет художник в объекте изображения.
У Богомазова есть целостная теория пластической деформации,
изложенная в трактате «Живопись и элементы».
Есть у Богомазова гибридные произведения, где портрет и пейзаж слиты
воедино. Как у Маяковского: «Расцветают глаза твои – два луга».
Ванда – чуть ли не единственное женское лицо в его творчестве. С ней
ассоциировался у него мировой расцвет, «круглая пышность мира,
данная человеку задаром», как сказал бы Платонов. Фовистский
насыщенный цвет порождён тремя источниками: экспрессионизмом
Кандинского-Явленского, каковых наш художник видел в Киеве на
выставке «Салон Издебского»; украинской природой, полной яркого и
глубокого динамизма (определение самого Богомазова); цветным блеском
мозаик Софии Киевской. Склонность к фиолетовым тонам – от учителя
Ал.Мурашко, который поставил фиолетовую оптику также А.Волкову,
А.Петрицкому и другим киевлянам.
После смерти Богомазова его работы десятки лет не были востребованы.
Во время оккупации Киева немцы принудительно выселили Ванду
Витольдовну из дома, попадавшего, по их предположению, в зону боёв с
красной армией. Вдова погрузила все картины, рисунки и документы
мужа на тележку-тачку и повезла их за 15 километров к родственникам,
жившим в киевском предместье Святошино. По окончании боёв всё тем же
порядком было возвращено назад.
С 1960-ых начинается богомазовский бум, паломничество ко вдове. Я
хорошо помню этот портрет, он лежал вместе с другими небольшими
картинами без подрамников в старенькой папке. Помню, как парижане
Шовлен и Маркаде, попав в небольшую комнатку Ванды Витольдовны,
восхищённо говорили: «В Париж бы эти картины…».
Интерес к «украинскому Пикассо» неуклонно рос. Кульминация
коммерческого успеха – аукционы Сотбис 2005, «Портрет жены 1914» и
«Сакли. Нагорный Карабах. 1915». Там и была куплена вышеописанная
работа Богомазова."
Атрибуция
проф.Д.Горбачева, 9 апреля 2006г. |