«Железный профиль». Супрематический рельеф на тему
«подбор материалов». Середина 1920-х,
дерево, жесть, полихромия 44,5х44,5. |
Своеобразие этой картины
– в умении соединить супрематизм и конструктивизм, примирить в
Ермилове антиподов – Малевича и Татлина, сочетать космизм и «безвесие»
супрематизма с дизайнерской материальностью конструктивизма.
Как известно, Татлин оспаривал у Малевича право на владение Землёй:
был ведь назначен Хлебниковым «предземшаром». Земные материалы –
металл, дерево, гудрон, песок – мастерски использовал Ермилов в
память об уроках Татлина. Но Малевич, что тоже известно, создавший
супрематизм как модель космоса, отказал предземшару в его
территориальных претензиях. Земля – часть космоса, и никаких изъятий
из своих владений Казимир Великий не допускал.
Знаки космического порядка (ещё со времён Пифагора) – круг, квадрат,
треугольник – блестяще компонует и сопоставляет Ермилов. Железный
профиль носит явно театральный характер и напоминает античную маску.
Ермилов был сам незаурядный сценограф, а его друзья и соавторы
Петрицкий, Косарев и Хвостов – театральными художниками мирового
класса.
В 1964 и 65 годах я видел этот рельеф в мастерской Ермилова. Он
выносил из подсобки свои работы, ныне разошедшиеся по престижным
коллекциям Европы и Америки, а я остолбеневал, видя перед собою в
Харькове на чердаке мировое искусство уровня Пикассо, Малевича,
Татлина. Недавно, разбирая архив Ермилова, я наткнулся на его письмо
к ученику, где вспомянута и моя особа: «Был у меня Горбачёв из
Киева. Он в восторге от того, что увидел. Показал я ему ещё не всё».
Атрибуция
проф.Д.Горбачева, 9 апреля 2006г. |