В тени Малевича мало кто знает о его украинских земляках, тех
мастерах, что определили своеобычный расцвет малороссийского
авангарда. На выставке в галерее «Проун» до 17 сентября можно
познакомиться с буйноцветием «шароварно-гопашной культуры», из
которой, по мысли одного из авторов выставки Дмитрия Горбачева,
и вышел мировой авангард.
Очень летнее от выставки впечатление. Отпускное, я бы сказал. В
большинстве работ пышным бессовестным цветом цветут гигантские
цветы. В каменном колодце «Винзавода» о них вспоминать особенно
приятно -- медитативно пребываешь на залитом солнцем лугу с
ромашками, колокольчиками и маками. Все исполинских размеров.
Да, конечно, можно подвести под все это многоцветие умные
теоретические базы. Вспомнить, что орнамент спасал (заговаривал
бесконечной тирадой) от хаоса, что архаичные и традиционные
культуры питали жизненными соками мировой авангард, что акварели
со сказочными птицами и корабликами крестьянки Галины
Собачко-Шостак будут помощнее академических полотен Семирадского...
Все так. Но теоретизировать и заниматься сличениями и
сопоставлениями в данном случае уж совсем не хочется. Есть шанс
стать просто благодарным зрителем радостного и щедрого
искусства.
Благодаря выставленным коллекциям Константина Григоришина и
Александра Парниса есть шанс открыть для себя изумительные миры
одного из столпов харьковского авангарда Василия Ермилова. В его
работах цветоморфной, органической структуре подчинены и
футуристические литеры (художник оформлял книги великого
будетлянина Велимира Хлебникова), и даже неоклассические
интерьеры 50-х годов (подобно другим авангардным
экспериментаторам после краха Великой утопии Ермилов пытался
частично реализовать ее в оформлении домов будущих граждан земли
-- во дворцах пионеров и октябрят). Благодаря представленным
работам из собраний тех же Парниса, Григоришина, Горбачева есть
шанс искупаться в живописных вихрях соратницы Ермилова Марии
Синяковой. (В 1917 году харьковские кубофутуристы организовали
группу «Союз семи», куда входили и Ермилов, и Синякова.) После
цветоморфной эзотерики Марии Синяковой (в одной из ее композиций
«Древо жизни» все мировые религии распускаются каноническими
своими сюжетами из бутонов гигантского стебля -- мировой оси)
легко прильнуть глазом к поражающим воображение иконам на
стекле, писанным на Западной Украине в XIX столетии. Такие
иконографические изводы встречаются -- просто диву даешься.
Распятие соседствует с «Чудом Георгия о змие». Богоматерь с
благословляющим Младенцем тут же рядом. И все образы полыхают
витражными красками (иконы-то на стекле!). И все фоны заплетены
все теми же роскошными цветами (даже дракон превращен в подобие
экзотического представителя флоры). После выставки в
малороссийский вояж отправиться просто необходимо. Благо пока
еще август на дворе.