Alliance Art Centre

ДМИТРИЙ ГОРБАЧЕВ

АТРИБУТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  Rambler's Top100    
 
Летний пышноцвет                                                                                                                 07.08.2009

Украинские иконы, народное искусство и авангард в галерее «Проун»


Время новостей. №141, 07 августа 2009                   http://www.vremya.ru/2009/141/10/234706.html


В тени Малевича мало кто знает о его украинских земляках, тех мастерах, что определили своеобычный расцвет малороссийского авангарда. На выставке в галерее «Проун» до 17 сентября можно познакомиться с буйноцветием «шароварно-гопашной культуры», из которой, по мысли одного из авторов выставки Дмитрия Горбачева, и вышел мировой авангард.

Очень летнее от выставки впечатление. Отпускное, я бы сказал. В большинстве работ пышным бессовестным цветом цветут гигантские цветы. В каменном колодце «Винзавода» о них вспоминать особенно приятно -- медитативно пребываешь на залитом солнцем лугу с ромашками, колокольчиками и маками. Все исполинских размеров.

Да, конечно, можно подвести под все это многоцветие умные теоретические базы. Вспомнить, что орнамент спасал (заговаривал бесконечной тирадой) от хаоса, что архаичные и традиционные культуры питали жизненными соками мировой авангард, что акварели со сказочными птицами и корабликами крестьянки Галины Собачко-Шостак будут помощнее академических полотен Семирадского... Все так. Но теоретизировать и заниматься сличениями и сопоставлениями в данном случае уж совсем не хочется. Есть шанс стать просто благодарным зрителем радостного и щедрого искусства.

Благодаря выставленным коллекциям Константина Григоришина и Александра Парниса есть шанс открыть для себя изумительные миры одного из столпов харьковского авангарда Василия Ермилова. В его работах цветоморфной, органической структуре подчинены и футуристические литеры (художник оформлял книги великого будетлянина Велимира Хлебникова), и даже неоклассические интерьеры 50-х годов (подобно другим авангардным экспериментаторам после краха Великой утопии Ермилов пытался частично реализовать ее в оформлении домов будущих граждан земли -- во дворцах пионеров и октябрят). Благодаря представленным работам из собраний тех же Парниса, Григоришина, Горбачева есть шанс искупаться в живописных вихрях соратницы Ермилова Марии Синяковой. (В 1917 году харьковские кубофутуристы организовали группу «Союз семи», куда входили и Ермилов, и Синякова.) После цветоморфной эзотерики Марии Синяковой (в одной из ее композиций «Древо жизни» все мировые религии распускаются каноническими своими сюжетами из бутонов гигантского стебля -- мировой оси) легко прильнуть глазом к поражающим воображение иконам на стекле, писанным на Западной Украине в XIX столетии. Такие иконографические изводы встречаются -- просто диву даешься. Распятие соседствует с «Чудом Георгия о змие». Богоматерь с благословляющим Младенцем тут же рядом. И все образы полыхают витражными красками (иконы-то на стекле!). И все фоны заплетены все теми же роскошными цветами (даже дракон превращен в подобие экзотического представителя флоры). После выставки в малороссийский вояж отправиться просто необходимо. Благо пока еще август на дворе.

Сергей ХАЧАТУРОВ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

В начало | Презентация | Что я могу вам предложитьАтрибутированные произведения искусства | Живопись Скульптура  Графика (рисунок, гравюра) | Иконы | Плакаты | Выставки, публикации, фильмы | Выставка Украинский модернизм, 1910-1930 | Новости | Оформление заказа. Контакты | Арт-ссылки

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

TopList

be number one

Best sites for Collectors