Alliance Art Centre

ДМИТРИЙ ГОРБАЧЕВ

АТРИБУТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  Rambler's Top100    

«Наконец здесь»

Украинские авангардисты в Нью-Йорке


Перевод с английского языка Клары ГУДЗИК, «День»


Выставка Перекрёстки: Украинский модернизм, 1910-1930. Подробнее>>
 

Сегодня в Соединенных Штатах Америки проходит выставка украинских художников-модернистов под названием «Перекресток: модернизм в Украине», о чем сообщила «городу и миру» газета «Нью-Йорк Таймс». Журналист газеты Грейс Глюк в материале «Украинские модернисты и только они — наконец здесь» пишет по этому поводу: «Не нужно ошибаться и принимать за русских Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Александра Родченко, Александра Архипенко и Александру Экстер. Ведь все они родились в Украине или идентифицировали себя с ней. (Скажем, киевлянка Александра Эстер — «амазонка авангарда»; впервые представила свои работы в Киеве, а свой дом превратила в центр киевского авангардного искусства. — К.Г.) Как свидетельствует экспозиция в Украинском музее Нью-Йорка (до этого выставка выставлялась в Чикаго), именно эта «украинскость» вдохновляла многих известных мастеров к участию в модернистских движениях первой половины ХХ века.

Выставка «Перекрестки: Украинский модернизм, 1910— 1930», организованная Национальным художественным музеем Украины (Киев), и представляет американскому зрителю более 70 работ 21 одного художника. Подавляющее большинство из них экспонируется в США впервые.

Ниже приводим перевод материала Грейс Глюк, напечатанного в «Нью-Йорк Таймс».

 

Украина — страна с 47-миллионным населением — стала независимой в 1991 году и сейчас всячески пытается ознакомить мир со своими большими культурными достижениями. Среди них, безусловно, есть искусство, история которого углубляется в греческие и византийские времена. Украинский классицизм и народное искусство трансформировались в ХХ веке в авангардистское искусство 1910—1930 годов и продемонстрировали немало блестящих самобытных экспериментов. Так Давид Бурлюк (1882—1967) — генератор идей, поэт, художник, неутомимый организатор — любил примитивизм, подобный итальянскому футуризму. Архипенко культивировал кубистскую скульптуру. Малевич развивал «беспредметное» направление, так называемый супрематизм, который, несмотря на всю его абстракцию, носил в работах Малевича заметное влияние украинских народных тем. А Родченко связывал себя с направлением искусства, известного как конструктивизм.

По той причине, что большая часть произведений этих художников находится в коллекциях вне Украины, на выставке в США упомянутые выше художники представлены, к сожалению, только одиночными работами. Это известное «Время» Бурлюка (1910) — вихрь элементов кубизма и футуризма. Архипенко (довольно полная выставка его работ состоялась в США в прошлом году) на экспозиции этого года представлен небольшой женской фигурой (1914), а живопись Малевича — супрематистской композицией 1920 года и двумя эскизами 1930 года, которые были когда-то предназначены для Всеукраинской академии искусств в Киеве. Родченко же украшает выставку конструктивистской композицией — полосы и круги красного, черного и белого на зеленом фоне. К счастью, выставлены несколько работ Александры Экстер, которая училась в Париже и была больше знакома с новым европейским искусством. Ее ритмичные холодные абстракции, ее роскошные скетчи балетных костюмов являются фантастической эклектикой — мешаниной кубистских форм и футуристического динамизма с украинскими мотивами. Ее цвета наследуют колоритную гамму икон, крестьянских вышивок и плетения, а также — яркие народные костюмы.

Что делает экспозицию особенно интересной, так это показ работ малоизвестных талантов, некоторые из которых более интересны, чем искусство общеизвестных и знаменитых. Старание организаторов выставки расширить экспозицию этого периода, стремление показать разнообразие стилей того времени иногда вознаграждались счастливыми фантастическими сюрпризами. Одним из них являются блестящие «декадентские» работы Всеволода Максимовича (1894— 1914), художника, который использовал мировые основы символизма и одновременно представлял украинский «стиль модерн» (сецессию). Максимович был, очевидно, под сильным влиянием эротики британского графика Обри Бедсли и расписывал огромные полотна на классические темы. Наибольшего эффекта он достиг, используя геометрические композиции и волнистые линии, как это сделано в жестком необычном автопортрете, написанном на фоне пузырьков. То же самое в комедийной маскарадной сцене, фокусом которой является фигура королевы — без парика, полураздетая, которой прислуживают придворные, павлин и гений, который стоит на колене.

Известно, что Максимович был наркоманом и покончил жизнь самоубийством на 21 году жизни — после провала его моно-выставки в Москве.

Большим радостным открытием стал для американцев Анатолий Петрицкий (1895—1964), малоизвестный в США, который внес большой вклад в сценический дизайн. В Киеве, Харькове, Москве он оформлял балетные и оперные спектакли как классические, так и авангардистские. Занимался Петрицкий также живописью, работая в различных стилях. В конце 20-х и начале 30-х годов он написал 150 портретов украинских модернистов, предназначенных для будущего альбома. На выставке в Нью-Йорке представлены три портрета из этого цикла. Но когда Сталин начал преследовать — в начале 30-х годов — «националистические отклонения», он уничтожил многих из тех людей, которые должны были войти в «альбом» Петрицкого. И художник уничтожил многие свои полотна; немало его работ погибло во время войны. К счастью, остались его изысканные коллажи- скетчи для опер и балетов. Конструктивистские тенденции художника проявились, например, в «Европейцах» — прекрасном легком скетче костюмов для балетной пары в балете «Красный мак».

В последние годы сталинского режима для художников было весьма опасно заниматься чем-нибудь, кроме как, связанных с «построением социалистического общества». Однако Михаил Бойчук (1882—1937), известный преподаватель Украинской академии искусств, мечтал создавать такое искусство «для масс», которое опиралось бы на украинские традиции. И проводил украинизацию, обучая студентов использовать мотивы средневековых фресок, итальянской живописи, ренессанса, народного и византийского искусства (Византия оказала значительное влияние на украинскую культуру.) Что не входило в программу Бойчука, так это клише героического соцреализма, которым протежировала советская власть. Бойчук и его последователи «бойчукисты» внимательно следили за прогрессом международного модернизма (хотя представленный сегодня в США «Портрет доярки» свидетельствует, что Бойчук-учитель был более талантливым, чем его искусство). В начале коллективизации государство начало очень подозрительно относиться к работам Бойчука и его студентов — партийным функционерам не нравилась этническая и сельская окраска их робот. Бойчуку навесили ярлык «агента Ватикана«(?!) и в период «чисток» конца 30-х годов он и некоторые его ученики были объявлены «врагами народа», арестованы и казнены.

В целом, украинская выставка в США, несмотря на ее неполноту и многочисленные «пробелы», убедительно доказывает значительность вклада Украины в мировое модернистское искусство. Для американских почитателей искусства эта выставка была тем более важной, что показала миру ярких талантливых художников, до сих пор в Штатах неизвестных.

 

Другие статьи по теме:

Выставка "Украинский модернизм" >>

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

В начало | Презентация | Что я могу вам предложитьАтрибутированные произведения искусства | Живопись Скульптура  Графика (рисунок, гравюра) | Иконы | Плакаты | Выставки, публикации, фильмы | Выставка Украинский модернизм, 1910-1930 | Новости | Оформление заказа. Контакты | Арт-ссылки

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

TopList

be number one

Best sites for Collectors