Home

 

 

  Rambler's Top100     
 

Details about exhibition Crossroads: Ukrainian modernism, 1910-1930>>>

Авангард послали подальше
// В Чикаго открывается выставка "Украинский модернизм 1900-1930 годов"

Details...
 
Картина Сони Делоне «Орфизм» станет одной из самых заметных работ на выставке в Чикаго.
 
Сегодня в Chicago Cultural Center открывается выставка "Украинский модернизм 1900-1930 годов". На ней будут представлены около восьмидесяти произведений модернистов первой трети ХХ века, которые имеют отношение к Украине. В экспозицию вошли работы признанных мастеров авангарда – Экстер, Малевича, Бурлюка, Богомазова, а также живопись, графика и скульптура менее известных авторов.

Идею показать американской публике работы украинских художников начала ХХ века подал известный коллекционер и знаток русского и украинского искусства Никита Лобанов-Ростовский. Это было в 2001 году, когда в Канаде в рамках проекта "Феномен украинского авангарда" выставляли около семидесяти работ авангардистов периода 1910-1930 годов, так или иначе связанных с Украиной. Но, как выяснилось, то, что удивило Канаду, вряд ли произведет особый фурор в США – имена Родченко, Малевича и Экстер давно известны и прочно ассоциируются с русским авангардом, а представить более масштабную экспозицию авангардистов не позволяла скудость украинских собраний.
 

Никита Лобанов-Ростовский посоветовал расширить хронологические рамки до 1900 года и включить в экспозицию работы мастеров "сецессиона", а в качестве финансово-организационного партнера предложил американский фонд Foundation for International Arts & Education. С украинской стороны формированием экспозиции занимались заведующий отделом искусства ХХ века Национального художественного музея Людмила Ковальская и известный искусствовед Дмитрий Горбачев, который был куратором нескольких громких выставок украинских модернистов.
 

Фонд Foundation for International Arts & Education (FIAE) известен своим фанатичным стремлением познакомить американцев с искусством стран бывшего СССР. Именно по инициативе FIAE с июня прошлого года и по сей день в рамках выставки Mir Iskusstva: Russia`s Age of Elegance по музеям США путешествуют работы Натана Альтмана, Александра Бенуа, Леона Бакста, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева и других художников из собрания Государственного русского музея Санкт-Петербурга. При этом в каждом из трех городов, включенных в турне, экспозиция частично меняется – фонды одного из главных музеев России позволяют жонглировать именами и шедеврами. Ранее FIAE успел познакомить американскую публику с работами художников русского авангарда, а также произведениями искусства античной и средневековой Грузии.
 

В США отправлены около восьмидесяти работ, демонстрирующих развитие украинской художественной школы в начале ХХ века – от модерна до утверждения соцреализма. Основную часть выставочного материала предоставил Национальный художественный музей, отправивший в Штаты фактически всю свою экспозицию произведений искусства начала прошлого века – от признанных звезд авангарда, давно и преданно любимых мировой публикой, до украинских модернистов, чьи имена пока что известны лишь узкому кругу интересующихся.
 

Один из таких малоизвестных перспективных – украинский график Всеволод Максимович – вызвал у американской стороны и князя Лобанова-Ростовского особый восторг. Прожил Максимович недолго – всего двадцать лет – и покончил жизнь самоубийством, но перед смертью успел масштабно переосмыслить творчество знаменитого книжного графика Обри Бердслея. Его огромные графические панно, выполненные в стилистике, близкой к прерафаэлитам, поражают воображение трудоемкостью и ювелирностью исполнения. Вместе с Максимовским в секции модернистов представлены Федор Кричевский, чьи работы произвели фурор на Венецианской биеннале 1928 года, Олекса Новаковский, который представляет довольно малочисленную группу живописцев украинского барокко.
 

Экспозицию украинского авангарда 1910-1930 годов можно четко разделить на пять частей. Первая – полотна мастеров, работавших исключительно на Украине и до сих пор остающихся малоизвестными на Западе. Прежде всего, к ним относятся талантливые кубофутурист Александр Богомазов и неопримитивист Виктор Пальмов, которых мировой арт-рынок рассмотрел сравнительно недавно. Сюда же можно отнести конструктивиста Василия Ермилова и автора самобытных лубочных рисунков Марину Синякову – музу Велимира Хлебникова и Бориса Пастернака.
 

Отдельной строкой в экспозиции прописаны художники-театралы, близкие Александре Экстер. Среди них – мастер костюма Вадим Меллер, известный по работе с балетной школой Нижинских, удивительно самобытный Александр Тышлер, великолепный сценограф Александр Хвостенко-Хвостов и, безусловно, Анатолий Петрицкий. Последний на выставке "Украинский модернизм 1900-1930 годов" представлен не только эскизами театральных костюмов, но и более поздними работами, в частности портретами из "харьковского цикла", написанными под влиянием кубофутуристов. Кроме того, на выставке широко представлены "бойчукисты" (Бойчук, Седляр, Каспирович) и художники киевской еврейской школы (Захар Рыбак, Марк Эпштейн).
 

Но все же, несмотря на явное половодье красок, самыми яркими штрихами в общей картине выставки стали малоизвестные работы авангардистов с мировым именем – от Малевича, Родченко и Грищенко до Татлина, Экстер и Бурлюка. Есть даже Розанова с Кончаловским и Элем Лисицким. Кто-то из них родился на Украине, кто-то умер, кто-то успел поработать до эмиграции. Столь однозначное отнесение их к когорте украинских авангардистов выглядит весьма спорным. Они давно и прочно интегрированы в мировой художественный контекст, на арт-рынке традиционно проходят под вывеской "мастера русского авангарда" и вряд ли нуждаются в национальной идентификации.
 

МАРИЯ Ъ-ХАЛИЗЕВА


Что уехало в Америку
 

В рамках выставки "Украинский модернизм 1900-1930 годов" будут показаны 11 работ Александра Богомазова (включая "Пилильщиков" и "Правку пил"), две работы Казимира Малевича, "Композиция" и "Атлет" Александра Родченко, "Бессюжетная композиция" Ольги Розановой, "Севрский мост" и "Дамы с собачкой" Александры Экстер, "Абстрактная композиция" Эля Лисицкого, "Натюрморт с агавой" Алексея Грищенко, "Бегонии" Петра Кончаловского и три абстракции Сони Делоне. А также многометровые панно "Карнавал", "Аргонавты" и "Банкет" Всеволода Максимовича, несколько пейзажей Абрама Маневича и четыре работы Давида Бурлюка, созданные в разные годы и в разных техниках. Кроме того, в экспозицию вошла "Женская фигура" знаменитого скульптора-модерниста Александра Архипенко, подаренная Национальному художественному музею совсем недавно и до сих пор в Киеве не выставлявшаяся.
 

Основная часть экспозиции – более сорока полотен – взята из собрания Национального художественного музея. Остальное представлено Государственным музеем театрального, музыкального киноискусства, Пархомовским историко-художественным музеем, Одесским, Львовским и Днепропетровским художественными музеями, а также коллекционерами из Киева, Одессы и Львова.

 

 

Related Links

Details about exhibition Crossroads: Ukrainian modernism, 1910-1930>>>

Chicago Cultural Center

Chicago Journal

 

Home | Introduction | What we can do for you | Our customers | Attributed works of art | Sculptures | Paintings | Graphic of art (drawing, engraving) | Icons | Posters | Exhibitions and publications | Exhibition for rent | Private collections | Works for sale | News | Translation services |   Place an order. Contact Us

 

 

Rambler's Top100

TopList

be number one

Best sites for Collectors