|
Details about exhibition Crossroads: Ukrainian modernism, 1910-1930>>>
Авангард послали подальше
Сегодня в Chicago Cultural Center
открывается выставка "Украинский модернизм 1900-1930
годов". На ней будут представлены около восьмидесяти
произведений модернистов первой трети ХХ века, которые
имеют отношение к Украине. В экспозицию вошли работы
признанных мастеров авангарда – Экстер, Малевича,
Бурлюка, Богомазова, а также живопись, графика и
скульптура менее известных авторов.
Идею показать
американской публике работы украинских художников начала
ХХ века подал известный коллекционер и знаток русского и
украинского искусства Никита Лобанов-Ростовский. Это было
в 2001 году, когда в Канаде в рамках проекта "Феномен
украинского авангарда" выставляли около семидесяти работ
авангардистов периода 1910-1930 годов, так или иначе
связанных с Украиной. Но, как выяснилось, то, что удивило
Канаду, вряд ли произведет особый фурор в США – имена
Родченко, Малевича и Экстер давно известны и прочно
ассоциируются с русским авангардом, а представить более
масштабную экспозицию авангардистов не позволяла скудость
украинских собраний. Никита
Лобанов-Ростовский посоветовал расширить хронологические
рамки до 1900 года и включить в экспозицию работы мастеров
"сецессиона", а в качестве финансово-организационного
партнера предложил американский фонд Foundation for
International Arts & Education. С украинской стороны
формированием экспозиции занимались заведующий отделом
искусства ХХ века Национального художественного музея
Людмила Ковальская и известный искусствовед Дмитрий
Горбачев, который был куратором нескольких громких
выставок украинских модернистов. Фонд Foundation
for International Arts & Education (FIAE) известен своим
фанатичным стремлением познакомить американцев с
искусством стран бывшего СССР. Именно по инициативе FIAE с
июня прошлого года и по сей день в рамках выставки Mir
Iskusstva: Russia`s Age of Elegance по музеям США
путешествуют работы Натана Альтмана, Александра Бенуа,
Леона Бакста, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева и
других художников из собрания Государственного русского
музея Санкт-Петербурга. При этом в каждом из трех городов,
включенных в турне, экспозиция частично меняется – фонды
одного из главных музеев России позволяют жонглировать
именами и шедеврами. Ранее FIAE успел познакомить
американскую публику с работами художников русского
авангарда, а также произведениями искусства античной и
средневековой Грузии. В США отправлены
около восьмидесяти работ, демонстрирующих развитие
украинской художественной школы в начале ХХ века – от
модерна до утверждения соцреализма. Основную часть
выставочного материала предоставил Национальный
художественный музей, отправивший в Штаты фактически всю
свою экспозицию произведений искусства начала прошлого
века – от признанных звезд авангарда, давно и преданно
любимых мировой публикой, до украинских модернистов, чьи
имена пока что известны лишь узкому кругу интересующихся.
Один из таких
малоизвестных перспективных – украинский график Всеволод
Максимович – вызвал у американской стороны и князя
Лобанова-Ростовского особый восторг. Прожил Максимович
недолго – всего двадцать лет – и покончил жизнь
самоубийством, но перед смертью успел масштабно
переосмыслить творчество знаменитого книжного графика Обри
Бердслея. Его огромные графические панно, выполненные в
стилистике, близкой к прерафаэлитам, поражают воображение
трудоемкостью и ювелирностью исполнения. Вместе с
Максимовским в секции модернистов представлены Федор
Кричевский, чьи работы произвели фурор на Венецианской
биеннале 1928 года, Олекса Новаковский, который
представляет довольно малочисленную группу живописцев
украинского барокко. Экспозицию
украинского авангарда 1910-1930 годов можно четко
разделить на пять частей. Первая – полотна мастеров,
работавших исключительно на Украине и до сих пор
остающихся малоизвестными на Западе. Прежде всего, к ним
относятся талантливые кубофутурист Александр Богомазов и
неопримитивист Виктор Пальмов, которых мировой арт-рынок
рассмотрел сравнительно недавно. Сюда же можно отнести
конструктивиста Василия Ермилова и автора самобытных
лубочных рисунков Марину Синякову – музу Велимира
Хлебникова и Бориса Пастернака. Отдельной
строкой в экспозиции прописаны художники-театралы, близкие
Александре Экстер. Среди них – мастер костюма Вадим Меллер,
известный по работе с балетной школой Нижинских,
удивительно самобытный Александр Тышлер, великолепный
сценограф Александр Хвостенко-Хвостов и, безусловно,
Анатолий Петрицкий. Последний на выставке "Украинский
модернизм 1900-1930 годов" представлен не только эскизами
театральных костюмов, но и более поздними работами, в
частности портретами из "харьковского цикла", написанными
под влиянием кубофутуристов. Кроме того, на выставке
широко представлены "бойчукисты" (Бойчук, Седляр,
Каспирович) и художники киевской еврейской школы (Захар
Рыбак, Марк Эпштейн). Но все же,
несмотря на явное половодье красок, самыми яркими штрихами
в общей картине выставки стали малоизвестные работы
авангардистов с мировым именем – от Малевича, Родченко и
Грищенко до Татлина, Экстер и Бурлюка. Есть даже Розанова
с Кончаловским и Элем Лисицким. Кто-то из них родился на
Украине, кто-то умер, кто-то успел поработать до
эмиграции. Столь однозначное отнесение их к когорте
украинских авангардистов выглядит весьма спорным. Они
давно и прочно интегрированы в мировой художественный
контекст, на арт-рынке традиционно проходят под вывеской
"мастера русского авангарда" и вряд ли нуждаются в
национальной идентификации.
Основная часть
экспозиции – более сорока полотен – взята из собрания
Национального художественного музея. Остальное
представлено Государственным музеем театрального,
музыкального киноискусства, Пархомовским
историко-художественным музеем, Одесским, Львовским и
Днепропетровским художественными музеями, а также
коллекционерами из Киева, Одессы и Львова.
Related Links
Details about exhibition Crossroads:
Ukrainian modernism, 1910-1930>>> |
||||||
|