|
Открытие и потрясение О новой выставке в Чикагском культурном центре
Эта художественная выставка, открытая недавно в огромном зале на 4-м этаже Чикагского культурного центра, называется так: «Перекрестки: модернизм на Украине, 1910 – 1930». Здесь экспонируется более семидесяти в основном живописных работ двадцати одного художника, которые именно в те годы жили и творили на Украине. Их яркое и оригинальное творчество было связано с традициями той земли и поисками того времени, в котором, как на перекрестке, сталкивались духовные тенденции Востока и Запада, историческое прошлое и новации настоящего, мотивы фольклорные и урбанистические, патриотическое и космическое восприятие всего, что рядом и вокруг. Особенность этой выставки заключается прежде всего в том, что почти каждое произведение, которое здесь экспонируется, является уникальным, высокохудожественным, мастерски выполненным. Хочется подолгу стоять возле каждого, всматриваться внимательнее и подробнее, почти физически ощущая эмоциональные и энергетические послания талантливых и таких не похожих друг на друга авторов. Прежде всего хочется поделиться впечатлениями о картинах художников, имена которых до сих пор были абсолютно не известны (во всяком случае, для меня). Начну с потрясающих по замыслу и по технике исполнения работ Всеволода Максимовича (1884 – 1914). В них поражает умение создавать и простые («Поцелуй»), и сложнейшие («Маскарад») многофигурные композиции в одной написанной маслом цветовой гамме. Лиризм и загадочность, волшебство и земные черты персонажей создают особый колорит в его полотнах «Аргонавты», «Обнаженные». Своим проникновенным взглядом властно
Александр Богомазов (1880 – 1930) – тоже новое имя для широкой публики. В его работах мастерски сочетаются различные авангардистские тенденции того времени, конструктивизм и абстракция. Но в композициях Богомазова, в его владении цветовыми контрастными переходами ощущается особый лиризм, активное человеческое присутствие. Украшение всей выставки – «Портрет дочери», где эмоциональное восприятие создается блестяще выписанной тончайшей цветовой гаммой. «Искусство – бесконечный ритм, художник – его чувствительный резонатор», – говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год. Еще одно имя-открытие на этой выставке – Виктор Пальмов (1888 – 1929). В его полотнах главное – это колористическое мастерство, выбор цветовой гаммы, определяющей и тематику, и эмоциональное настроение полотна. Оттенки синего цвета преобладают в картине «Свидание», сине-зеленого – в «Рыбалке», красного и черного – в работах «Кузница» и «За власть Советов», темные краски доминируют в «Групповом портрете» и в картине «1 Мая». В каждой работе читается колоссальной силы внутренний трагизм той жизни, далеко не счастливой, как уверяла советская пропаганда. Красное полотно, на котором изображен убитый только что человек («За власть Советов»), воспринимается как символ бесчеловечности всей советской системы и ее идеологии. Далеко не радостное настроение у персонажей картины «1 Мая», где в подтексте – внутренний трагизм, где все решено в мрачных темных тонах. Интересна в этой работе своеобразная перекличка с композициями Марка Шагала. Из каталога выставки мы узнали, что Виктор Пальмов был близким другом Давида Бурлюка и другом Владимира Маяковского. Во время гражданской войны Пальмов оказался в Сибири. Там встретился с Бурлюком и оттуда они уехали в Японию. Потом Пальмов вернулся в Москву, а Бурлюк эмигрировал в США. С 1925 по 1929 год Виктор Пальмов работал профессором живописи в Киевском художественном институте, организовал так называемое «Объединение современных мастеров Украины». Давид Бурлюк первый написал о нем, подчеркивая что Пальмов – художник мирового класса, но на это никто не обращал тогда особого внимания. Можно назвать еще несколько художников, чьи имена прозвучат для многих впервые и чьи работы, выставленные здесь, заслуживают самой высокой оценки. Яркая индивидуальная манера, похожая на современные поиски, отличает картины Алексея Новакивского. Интересна по цвету и композиции его «Леда». Неожиданное проникновение в психологию персонажа продемонстрировано в написанном углем его «Автопортрете». Оригинальное сочетание графического и живописного начал читается в выполненной в тончайшей колористической гамме работе Анатолия Петрицкого «Натурщица» и в его портретах композитора Козицкого и писателя Савченко. Красивы и обобщенные, и одновременно конкретные лица в полотне Александра Шевченко «Алжирские рыбачки». Динамика композиций, неожиданные цветовые сочетания, трогательность и искренность передаваемого настроения выделяют яркие картины Федора Кричевского («Портрет жены», «Любовь», «Семья»). Конечно же, украшением выставки являются работы мастеров, относительно известных в истории живописи первой половины прошлого столетия. Давид Бурлюк представлен картиной «Время» (1910), написанной маслом с использованием элементов коллажа, и небольшой миниатюрой «Жатва», выполненной в смешанной технике. В центре полотна «Время» – образ женщины, всматривающейся в неведомое будущее. Поражает полностью современная композиционная динамика и энергия этой написанной почти ровно сто лет назад работы. Символичны и очертания перевернутых домов и вагонов, и все знаковые линии, характерные для футуризма – стиля, одним из основоположников которого был Давид Бурлюк. В характерных супрематических композициях (круг, квадрат, крест,
ритм досок-ступенек) сразу узнаешь их автора – Казимира Малевича, оказавшего значительное влияние на развитие художественных школ и стилей на Украине, в Белоруссии и в России. Несколькими работами представлена на выставке выдающаяся художница, лидер украинского авангарда Александра Экстер. Своеобразным открытием, привносящим красочную декоративность в фигуративную живопись, является ее картина «Три женские фигуры». Лица-загадки – это, конечно же, определенная авторская позиция. Интересен своим особым видением изображаемой натуры, приглушенной цветовой гаммой и ее конструктивистский городской пейзаж «Мост». Зато в натюрмортах и в эскизах костюмов для театральных постановок Александра Экстер выступает как мастер сочетания контрастных цветов, неожиданных красочных и динамичных композиционных находок. Значительное место среди авторов этой выставки занимают работы живших на Украине художников-евреев. Семен Иоффе в своем творчестве пытался соединить приемы сюрреализма с яркой театральностью: он работал художником в театре музкомедии. Его яркая картина «В тире» композиционно построена как откровенно театральная мизансцена. И тем не менее автор интересно передает в ней свое ощущение внутреннего трагизма всего происходящего, призывая задуматься, почему оказались здесь эти две молодые женщины с винтовкой и мишенью. В белорусском местечке Мстиславле родился Абрам Маневич, который потом учился и жил в Киеве до эмиграции в Америку. На выставке экспонируется его живописная работа «Весна в Куреневке», в которой привлекает лиризм и даже своеобразная нежность пейзажа, причем все это создано при помощи тончайшей техники цветовых переходов. В сюрреалистической манере написано «Местечко» Иссахара Бер Рибака. Но и в этой картине главное – единство реалистических составляющих композиции, таких знакомых домиков и крыш типичного еврейского местечка. Сильнейшее эмоциональное впечатление оставляет картина Мануила Шехтмана «Еврейский погром». Печальные лица пострадавших, на которых слезы и горе, очертания тел убитых, общий мрачный тон, замкнутая композиция, символизирующая безысходность, – за всем этим читается предчувствие грядущих бед и страданий...
Выставка «Перекрестки: модернизм на Украине» организована Международным Фондом Искусства и образования и Национальным художественным музеем Украины. На ее открытие в Чикаго приехали генеральный директор музея Анатолий Мельник, а также непосредственно занимавшиеся ее составлением профессор Киевского института театрального искусства и культуры Дмитрий Горбачев и куратор выставки Никита Лобанов-Ростовский. Гости любезно согласились сказать несколько слов специально для читателей газеты «Реклама». Никита Лобанов-Ростовский. Идея такой выставки зародилась у меня шесть лет назад. Я знал, что на Украине в частных собраниях и государственных музеях находятся шедевры изобразительного искусства мирового масштаба. Но официальные власти не проявили никакого интереса к этому предложению. Пришлось обратиться за финансовой поддержкой к частным спонсорам. Множество интереснейших работ украинского авангарда находится за рубежом – во Франции, Англии, Германии, США и в других странах. Но идея выставки заключалась в том, чтобы на ней были представлены работы только из украинских частных коллекций и украинских музеев. Мы поездили по Украине, собрали, что могли. Нам кажется, что именно этими работами украинская культура входит в мировой контекст. Констатация этого сегодня очень важна еще и потому, что до совсем недавнего времени все это нельзя было называть украинским искусством, все это было только общей советской культурой, советской живописью. Я составлял эту выставку вместе с профессором Горбачевым; во многом все, что здесь, это наш вкус, наш выбор. Дмитрий Горбачев. Сложность собрать эту выставку заключалась еще и в том, что произведения именно такой живописной манеры в советские годы официально не признавались, запрещались для показа и даже уничтожались. Многие полотна лежали в подвалах, никто не знал даже их авторства, их собирались просто сжечь, как, например, шедевр Экстер «Три женские фигуры». Во времена перестройки все это постепенно стало открываться и возрождаться. Мы, например, открыли работы Марии Синяковой, которая жила в Москве на чердаке. Долгие годы я просто и думать не мог, что когда-нибудь все это увидит широкая публика, а тем более – в Америке. С точки зрения живописной техники на выставке представлены как бы два направления. Ретроспективное, например, вот этот колорит под старинный ковер, как у Максимовича. И второе, которое восходит к украинскому народному творчеству: красочное, сочное, с преобладанием желтого, синего, красного, черного, других ярких цветов и их сочетаний. Бурлюк, предки которого были запорожскими казаками, писал: «У меня синее, красное, черное бьют Ниагарами». Хочу обратить ваше внимание и на то, что большинство из этих художников писали и даже подчеркивали, что они – украинцы. Михаил Бойчук, прекрасный художник и педагог, у которого учились многие выдающиеся мастера, писал о том, что любое искусство вырастает на национальной почве, но если оно высокое по своему художественному уровню, оно сразу же входит в мировой контекст. Творчество Мануила Шехтмана – характерный пример. Тот же Бойчук говорил ему: «Не забывайте, что вы – еврей». И если Мария Синякова написала свое «Дерево жизни», то Шехтман создал «Дерево смерти» и потрясающую по своей выразительности картину «Еврейский погром», где и реальность, и предвидение. Основной критерий этой выставки – высочайший художественный уровень представленных работ. Думаю, что мы открываем миру не только Максимовича, но и Богомазова, Ермилова, Пальмова, Петрицкого и других. А значение только такого мастера как Всеволод Максимович видится в мировом искусстве не меньшим, чем, скажем, значение Густава Климта. Анатолий Мельник. Такая выставка – в какой-то степени и результат государственной независимости Украины сегодня, что дает возможность развивать самые широкие отношения со всем миром. Когда мы жили в советском пространстве, все это было невозможно. Общее понятие – модернизм – объединяет стили и направления, творческие поиски всех художников, чьи работы представлены на выставке. Одновременно здесь отражены тенденции и особенности многих художественных школ из разных районов Украины: закарпатской, киевской, подольской, полтавской и других. В этих поисках чувствуется и влияние народного искусства. И я хочу поблагодарить все фирмы и компании Украины и Америки, всех частных меценатов, кто помог нам все это организовать и привезти сюда. Показ этой выставки непосредственно в нашем городе стал возможным благодаря организационной помощи Чикагского культурного центра и Комитета городов-побратимов Чикаго – Киев. В Культурном центре запланирована также специальная программа. Концерты украинской музыки состоятся 31 июля и 5 октября (играет Алекс Слободяник). 17 августа, 27 сентября и 5 октября любители искусства приглашаются на общественные обсуждения работ выставки. А с 23 по 25 августа в зале Gallery 37 (напротив Культурного центра по адресу 66 Randolph) состоится небольшой фестиваль новых украинских фильмов (начало просмотров в 7.30 вечера). Выставка «Перекрестки: модернизм на Украине, 1910 – 1930» будет открыта все дни без выходных до 15 октября. Вход свободный. Чикагский культурный центр находится по адресу: 78 E. Washington Str. После Чикаго выставка будет показана в Нью-Йорке, а затем в Киеве. Ванкарем Никифорович (Vankarem Nikiforovich) Theater Critic and Arts Journalist Журнал "Reklama" (Chikago) ------------------------ На иллюстрациях: 1.Всеволод Максимович. «Поцелуй». Масло. 1913. Всеволод Максимович. «Автопортрет». Масло. 1913. 2. Александр Богомазов. «Портрет дочери». Масло. 1928. 3. Виктор Пальмов. «За власть Советов». Масло. 1927. 4. Анатолий Петрицкий. «Натурщица». Масло. 1923. 5. Александра Экстер. «Три женские фигуры». Масло. 1910. 6. Семен Иоффе. «В тире». Масло. 1932. 7. Иссахар Бер Рыбак. «Местечко». Масло. 1917. На первую полосу: Шедевры искусства из Украины Рассказ о выставке «Перекрестки: модернизм на Украине, 1910 – 1930» читайте на стр. На иллюстрации: Давид Бурлюк. «Время». Масло, 1910. |
|